http://clipperkim.narod.ru/moto/bikeal09/bikal9a.htm Уссурийск - Байкал, 2009 на скуттере

Уссурийск - Байкал, 2009 на скуттере

Ким Владимир Сергеевич (clipper) 10 августа 2009 г.



Часть 4. Домой


1 августа 2009 г.
19595 км, 16ч-18м старт домой.
19701 км Перевал возле Шелехова, двигатель заглох. Немного постоял, остыл. Покатил руками, помогая двигателю. На перевалах 10-12% еле идет 5-10 кмч (70-й км)
DSC09948.JPG
Вечерний Байкал.

На 53-54 км есть источник ключевой воды. Вид на Байкал.
19716 км, спуск 6 км.
+19720 км - 5.1 л
19722 км р.Култучная, жд переезд через трассу, стоим ждем.

19776 км. Встаю на ночевку у кафе возле п.Солзан. Хозяин показал за углом площадку, там более укромно и удобно. В кафе хотел заказать шашлык (150 р) - не было, взял отбивную котлету за 100 р. Когда уже устраивался спать, подошел хозяин и спросил все ли в порядке?

2.08.09
19776 км, 8-00 старт. Очень холодно, замерзаю.
19897 км с.Клюевка, ключевая вода течет из трубы напротив кафе. Кипяток - 5 руб.
У тетки на дороге купил омуля вяленого 30 р, малосольного - 70 р. Съел половину малосольного - вкусно.
Съехал с трассы и поспал минут 15.
+19975 км - 5.3 л.
До Улан-Удэ 50 км. Недалеко от кафе "М55" стоит на обочине белый ВАЗ-2106, капот поднят. Две девушки, одна в белых шортах, другая в розовых штанах, и как-то радостно смотрят то на мотор, то по сторонам. Чудесное зрелище!
DSC09952.JPG
20061 км, река Селенга.


DSC09953.JPG
20080 км.17-10. Добрался до Улан-Удэ. Стелла улан-Удэ. Хочу попасть в Дацан.


20095 км. Надо двигаться по направлению на Кяхту (Гусиноозерск, Иволгинск). Под мостом развязки в тени лежит стадо коров, прямо на трассе. Объезжаю их.
DSC09955.JPG
20116 км. Показался Иволгинский Дацан. В отличие от Хурула в Элисте, Дацан представляет собой комплекс - там храмы, учебное заведение, жилые помещения и т.п.
DSC09956.JPG
Вход в Дацан. Пошел оформляться на экскурсию. Справа видна скамейка, я о ней еще расскажу. Дацан означает: Да-Цан (монах-собрание).
DSC09957.JPG
Это гид, его зовут Амгалан. "Белый конь остановился в этом месте и решено было строить дацан".
DSC09958.JPG
За моей спиной молитвенный барабан. Внутри находится свиток с мантрами (молитвами, написанными на санскрите). При вращении барабана, молитва как бы автоматически прочитывается.
Я прикинул - диаметр барабана почти метр, высота - полтора. Пусть мантры написаны на тонком картоне толщиной 1 мм, а свиток скатан неплотно. Получается, что длина свитка около сотни метров, т.е. приблизительно 150 - 200 кв.метров? Всю эту поверхность надо покрыть мантрами (рукописными или печатными?), кто выполняет эту титаническую работу, лама?
Амгалан поморщился и ответил, что не знает. Через некоторое время отметил, что время экскурсии ограничено - 1 час и обо всем он расскажет в свое время.
Кажется я его слегка напрягаю.
DSC09962.JPG
Здесь сжигаются подношения (конфеты, печенье, рис, ...). Этим дымом питаются духи.
Логично. Духи бестелесны. Трудно представить духа, жующего шоколадки. А дым - тоже почти эфемерная субстанция. Бестелесное существо, потребляющее эфемерную субстанцию - это логично, разумно.
Вообще, буддизм, кажется отличается наибольшей логичностью своего построения, в отличие от остальных религий. Например христианство. Многия положения Библии непонятны с точки зрения логики и требуется их трактовка духовными лицами. А в буддизме многое можно понять самому. Так мне кажется, хотя и тут и там я разбираюсь неглубоко, я атеист. В Калмыкии, при осмотре буддийского хурула, один парнишка пытался втянуть меня в дискуссию. Мимоходом он отметил, что буддизм - это не религия. Меня это поразило. Тогда что? Философия?

DSC09965.JPG
В Дацане есть высшее учебное заведение. Оно прошло государственную аккредитацию, то есть может выдавать диплом о высшем образовании. Обучение длится 8 лет. Очень большой отсев. Есть компьютерные классы. Обучаются 150 студентов (хубараков). Есть библиотека, которая в обязательном порядке содержит, в том числе, 108 томов изречений Будды.
Я сижу в обычном учебном классе. Прямо на полу (надо сидеть в позе лотоса, но я сел как-то по-другому).
В Дацан принимают на учебу без всяких ограничений, в любом возрасте. Если буддизм не религия, то можно ли, например, мусульманину поступить в Дацан? Амгалан, бойко рассказывавший о жизни дацанских хубараков, запнулся, задумался и ответил, что не знает. Ну и гид, что ни спросишь, то не знает. Между прочим, раньше Амгалан работал консультантом по сотовым телефонам в Евросети.
DSC09966.JPG
Стол учителя - ламы. Почему лама сидит на стуле? Почему не в позе лотоса на полу? На спинке стула висит подушка - одна. Амгалан в храме сказал, что чем выше ранг ламы, тем больше подушек под ним. Максимальное число подушек я насчитал - три. В этом же классе, видимо преподает самый младший лама - всего одна подушка.
DSC09974.JPG
Видны две лани и колесо. Когда Будда читал первую проповедь, то первыми его слушателями были две лани.
Почему колесо с восемью спицами - важный символ буддизма? Ведь колесо изобретено человечеством относительно недавно. Религии же, в том числе языческие, существуют с незапамятных времен.
Поэтому понятно, почему в религиозной символике отсутствуют колеса - чересчур искусственный, совершенно чуждый природе и относительно молодой объект.
Колесо - исключительно человеческое творение, господь не создавал колеса.
Чуждость колеса окружающему миру заключается в необходимости дорог (в частности, федеральной трассы М58 "Амур").
Положительные качества колеса проявляются, если вырубить тайгу, снести сопки, перекрыть реки или перебросить мосты, прорыть тоннели и т.д., а потом все залить асфальтом и бетоном, чтобы не росло ни былинки, ни травинки (я видел рабочих, которые бензокосилками на федеральной трассе, выкашивали траву на обочинах). То есть выполнить разрушение природы.
Поэтому Творец и не создал колесо и не создал, в частности, мотоцикл - по принципиальным соображениям.
Мотоцикл, требующий дорог, противен природе, поскольку дороги ее разрушают.
Выходит наибольшие вредители - это круизеры вроде Gold Wing'a, как потребители автобанов. А берегущие природу - это эндуро, например Ямаха ТТР?
Странно, куда завели меня мои размышления о буддисткой символике.

Вернемся к буддизму.
Может то, что мы трактуем как колесо, есть некий круг? А спицы в этом круге - некие лучи, пути? Ступица колеса - некий центр?
Амгалан не знал.

Внутри храмов нельзя фотографировать. Там на изображениях лам были изображены круги. Зеленый круг вокруг головы ламы - очень похоже на нимб на христианских изображениях. Зеленый круг - это нимб?

В храмах на полу всегда есть широкая доска (щит) шириной полметра и длиной два метра. На доске лежат две дощечки-салазки с ручками. В некоторых храмах дощечки были из слоновой кости.
Амгалан сказал, что это место для желающих делать глубокие поклоны - простираться ниц перед статуей Будды.
Амгалан встал на колени на доску, взялся за ручки дощечек-салазок И заскользил ими вперед. В результате он оказался лежащим на доске.
Я тоже попробовал. Салазки уезжают вперед, руки за ними. В итоге оказываешься в растянутом состоянии как струна, лежащим лицом вниз. Начал подтягивать салазки на себя - тело стало подниматься. Интересно.
Пасть ниц - в моем понимании - это когда человек лежит на земле, на полу на животе, лицом вниз. Лежать, значит отдыхать. Павший ниц, в сущности отдыхает, расслабляет свое тело.
Совсем иное пасть ниц в буддистком храме.
Все тело, вытянутые руки и ноги очень напряжены.
Непроизвольно пытаешья опираться на пальцы ног и на дощечки в простертых руках. Весь подрагиваешь от напряжения, ни о каком расслаблении или отдыхе нет и речи.
Форма определяет содержание. Возможно такое состояние тела во время мантры, способствует повышению ее эффекта?

В храмах можно ставить лампадки (махонькие свечечки в металлическом бокальчике) - "за здравие" - 30 руб. Поставил.
Пожертвование на расширение Дацана можно дать в форме выкупа кирпича.
Заплатил 50р за кирпич N37442. Теперь в стенах одного из храмов Дацана будет мой личный кирпич.
На ветках деревьев в Дацане (и за его пределами) висят лоскутки ткани: Шарф - хидэк, флажок-Химон (конь удачи). Забыл для чего это вешается. На этих флажках еще пишут имена.

В храме находится 12-й пандит-мо лама. Он находится в анабиозе, кажется, уже 100 лет. Шесть раз в году его выносят и показывают прихожанам и паломникам. До него буквально можно дотронуться рукой - так сказал Амгалан.

В 20-00 экскурсия закончилась (Амгалан вздохнул с облегчением).
В приемной комнаты (где оформляются экскурсии и продаются сувениры) купил футболку с мантрой (400 р). Продавщица сказала, что там на санскрите написано: "Божественный Будда, сидя в позе лотоса, ..." - дальше не помню. В общем, хорошая мантра.
Буду ходить по Уссурийску в этой футболке, все будут читать на санскрите мантру у меня на груди и жестоко завидовать :)

Выхожу из приемной комнаты и иду к мопеду. У ворот на скамеечке сидит молодой лама. Это можно было понять по цветам его одежды - желтая рубаха и красные штаны (шорты). Хотя нет, он слишком молод. Чтобы стать ламой надо 8 лет учиться в Дацане. Наверное это хубарак - студент. На ногах хубарака легкие сандалии. Голова обрита. К нему подходит молоденькая (лет 18-ти), очень симпатичная бурятка с годовалым ребенком на руках. Ребенок спит, откинув голову. Мамаша в маечке и шортиках. Начинает говорить. Проходя мимо, я услышал начало:
- Ну, что ты тут сидишь? - хубарак не отвечал.
Я подошел к мопеду и стал готовиться к отъезду. До меня долетали лишь отдельные слова. Зато я хорошо воспринимал интонации монолога молоденькой мамаши.
Она классически "пилила мужа", типа того: "надо принести воды, наколоть дров, вынести елку, ..., а ты лентяй, а я лучшие свои годы...).
Хубарак не произносит ни слова, только умиротворенная улыбка лежит на его лице. Весь его облик производит впечатление довольного, удовлетворенного жизнью существа.
Даже позавидовал ему - быть довольным - это искусство!
Неужели этому учат в Дацане? Амгалана не было рядом, а то бы спросил, а он бы ответил, что не знает.

Когда покидал Иволгинский Дацан, то перепутал направление и поехал в сторону Кяхты. По километровым столбам осознал ошибку и развернулся в нужном направлении.

DSC09977.JPG
Колобок моя любимая сказка. Вообще у этой архаической сказки очень странный сюжет, а Колобок - весьма неординарная личность с множеством загадок. Некоторые из них я как-то обсуждал с проф.Кузнецовым (сейчас он зав.кафедрой в ДВГУ). Я всегда собираю любую информацию о Колобке, даже такую (забавно, деревня "Колобок-13", как "Арзамас-66").

DSC09978.JPG
20161 км. Приехал в Сибирь.


DSC09979.JPG
Радуга! Увидел ее впервые, может быть за 10 лет!
Вообще Бурятия - прекрасная страна, приветливые люди, равнинный пейзаж. Наши приморские леса очень красивы, особенно в Анучинском районе. Но они как-то сдавливают пространство до пределов узкой ленты дороги. А здесь - широта, простор до горизонта!

+20165 км 4.2 л
20246 (548) км, 23ч-44м Мухоршибир. Встал на ночевку возле кафе. Стараюсь быстрее доехать домой, поэтому еду подолгу.
Семья бурят (муж и жена оба лет 50 + молодая женщина и две девушки - одна русская) держит кафе. Какое-то блюдо (самая первая строка в меню), мясо 350 г + суп с картошкой, стоит это всего 60 руб. Было вкусно и много, еле съел. Хозяин подсел, поболтали. Он в прошлом году ездил в Уссурийск - купить и перегнать машину в Мухоршибир (подозреваю, что "-шибир" это есть "-сибирь"). Вообще всюду, включая Иркутск - засилье японских иномарок. Может дальше (Красноярск, Новосибирск) начинают преобладать Жигули, не знаю.
Хозяева закрыли кафе и уехали.
Подошел строж Борис, здоровенный мужик с мощными ладонями. Просил 100 руб - опохмелиться. На подобные просьбы я всегда отвечают отказом. Палатку поставил слева у юрты - подальше от передней площадки для дальнобойщиков. Оказалось позади кафе за канавой проходит грунтовка, по которой всю ночь с ревом проезжали на трассу грузовики. В нескольких метрах от палатки, а казалось, что в нескольких сантиметрах. Но мне не привыкать - просыпался и потом снова засыпал как убитый.

3.08.09, 9-20 20246 км. Старт от кафе в Мухоршибире.
DSC09980.JPG
20288 км. Пит-Стоп в Бурятии. Вздремнул.

+20345 км, 12-10. Заправка = 5.14 л А92

DSC09981.JPG
20535 км, обогнали два мототуриста (немцы? Почему-то через Россию едут в основном немцы. Почему? Может такие же бродяги как и мы?). Вообще мототуристы встречаются нередко. Едут и на Восток и на Запад.

DSC09983.JPG
20535 км. Перевал "адоВ". Вода привозная.
+20610 км, 18-02 = 5.5 л.

DSC09984.JPG
20707 км, 1000 км от Иркутска. До Читы 115 км. Если километраж кратен десяти, то табличка красного цвета.
Вообще современные километровые таблички неудобны. Не видно сколько осталось ехать. Надо остановиться и посмотреть на обратную сторону.
Вот раньше табличка была шире и согнута под углом. На одной отогнутой половине показано сколько проехал, на второй - сколько осталось.
Когда подъезжаешь к столбу, то видишь сколько проехал. Когда поравнялся со столбиком, то видно оба числа. Удобно.

20750 км. Ночевка у кафе у п.Хвойный. До Читы 80 км. Жара. Хозяйка кафе - женщина сорока лет приятной наружности. По кафе бегает ее дочка. Приезжает пьяный на тракторе, набивается к хозяйке в женихи, хочет устроиться сторожем. Все время повторяет: "Я русский человек..." Начинается легкий дождь.
Ночью еще долго слышен голос "русского человека" и счастливый смех хозяйки.
Засыпаю.

4.08.09, 8-40
20750 км Старт Вчера болел живот, потом прошло. Сегодня утром скрутило - еле добежал до туалета - может малосольный омуль, вторую половину которого я доел вчера? Хотел принять активированный уголь из моей аптечки. Но решил подождать, может обойдется. Обошлось. Все-таки с питанием надо быть осторожным.

+20832 км, 4л
20858, 11-00 по разбитой объездной дороге обошел Читу.
Перед постом ДПС подряд 3 лежачих полицейских. Очень высоких.
Меня сильно подбрасывает, я матерюсь и чуть не наезжаю на двух гаишников. Они улыбаются.
Пошел затяжной подъем - 7 км. Зато перестал дождь. Пошел затяжной спуск - 11 км.

20932. у кафе "Дальнобойщик" на шиномонтажке подкачали заднее колесо до 2 ат. было 1.2 ат. На двух предыдущих шиномонтажках мне не смогли подкачать - камера с прямым вентилем оставляла очень мало места для наконечника шланга. Только на этой шиномонтажке нашелся специальный наконечник. У меня в запасе есть две камеры с вентилями согнутыми буквой "Г" - очень удобно. Но лень снимать заднее колесо и перебортовывать его, да и времени жалко. Так доеду.
20970 км, началась щебенка. Надо заправиться, нет АЗС.
20998 км (173/1992 км), начался асфальт. Интересно, гул заднего колеса пропал. Выходит гудел не подшипник (редуктор), а полуспущенная шина заднего колеса? Настроение у меня поднялось - выходит редуктор в порядке?.
+21024 км, 5л. Заправщица, женщина лет 50, сухонькая, небольшая. Доброжелательно сказала: "Хоть запрещено, ну ладно, только осторожно!" и залила 5 л в канистру из-под тосола "Аляска". Теперь у меня снова был НЗ, причем весьма значительный.
21042 км (214) - щебенка.
21067 - асфальт.

DSC09988.JPG
21077-щебенка. До Чернышевска 57 км. Эта проклятая, нескончаемая щебенка! Радует только одно - "Вредитель" мертв и стуков почти нет. Только передняя вилка периодически пробивается до отказа. А вот задний амортизатор практически никогда не пробивался.
Вообще, я как-то вкатался в щебенку, или стал опытнее, или гравийка улучшилась, или мопед притерся к дорожным условиям, но скорость по гравийке поднялась.
Если раньше я при движении в сторону Байкала часто двигался со скоростью 20 кмч, то теперь почти всегда 30 кмч. Так я - ас? Не Шумахер конечно, но прогресс налицо. А может при движении на восток сила Кориолиса (из-за суточного вращения земного шара) помогает удерживать равновесие? :)

21095 км АЗС, кафе, п.Комсомолец
DSC09990.JPG
21136 км ф.Чернышевск -> 1 км Вот снова я в Чернышевске.
+21137 км, 20-40. Заливаю 3 л на АЗС в Чернышевске. На АЗС подходят мальчишки, попрошайничают. Чернышевск - почти только частные дома, сильно растянут вдоль трассы.

21263 км, 23-05. Холодно, замерз. Уже темно, но все нет кафе. Наконец попался щит "Кафе", но не нашел где само кафе. Уже 12-й час ночи, а дорожные строителя все работают на трассе. Они сказали, что я проехал кафе. Следующее будет только в Сбеге через 60 км. Совершенно нереально проехать по щебенке, ночью, да еще в холод, такое расстояние.
Разворачиваюсь назад и нахожу кафе - налево, довольно далеко от трассы. Рядом пос.Урюм.
Встаю на ночевку. В кафе тоже дорожные строители. Сказали что к 2010 г вся трасса будет готова.

Цитата: "Президент России Владимир Путин пообещал во время "прямой линии", что транспортная магистраль Чита - Хабаровск будет построена "в черновом варианте" в 2007 году, а в окончательном виде - в 2010 году. Чита - Хабаровск (точнее, значительная часть этого маршрута) - последний недостроенный участок трассы, соединяющей Дальний Восток с остальной частью России. После его открытия движение от самых западных до самых восточных окраин России сможет осуществляться круглогодично. Это создаст новые направления для автомобильного туризма в стране. Участок Чита - Хабаровск машины и сейчас способны преодолеть, однако в ряде мест трасса представляет собой колею в грязи, напоминает соб. корр. Travel.ru. 26 октября 2006, 01:22"

Залезаю в спальный мешок. В дворе допоздна слышны смех девчонок из кафе и голоса молодых ребят - строителй-дорожников. Жизнь продолжается. Я засыпаю.

5.08.09, 8-22, 21263 км, старт
21269 (429/1736км) щебенка. Сильный туман.
21347 км - асфальт.
21378 км - щебенка, крутой подъем по объездной - помогал ногами.
21413 км (553), 15-53. дорога
21420 км(560)-асфальт.
DSC09991.JPG
АЗС. У перекрестка на Сбегу на АЗС не было бензина, а я проехал 193 км с последней заправки. Заправщик посоветовал съездить в Сбегу - там бензин должен быть. Это его "должен" немного настораживало, но делать нечего. Сворачиваю в Сбегу и еду 5 км по разбитой грунтовке. Заезжаю, ищу цистерны. Вот они, приближаюсь и моя уверенность исчезает. Уж очень много цистерн - штук 20 за забором. Сбавил скорость и озираюсь. Есть! Еще цистерны и будка рядом - нашел.
+21330 км, залил 5 л
DSC09992.JPG
Решил купить хлеба и, обогнув огромную лужу, подъехал к магазину.
На синем заборе объявление:
"7 августа в ДК
проводится выставка цветов и поделок из овощей
"Сбегинские фантазии".
Комопозиции принимаются на комиссию с 11 до 17 часов.
Начало работы выставки
с 12 до 18 часов".

Я был поражен! В деревне организуются выставки! В Уссурийске нет выставки овощей, а тут - на тебе!
Спрашиваю у продавщицы
- А кто может участвовать в выставке, только Сбегинские жители? - та некоторое время молчит в замешательстве, пытаясь понять - кто я и почему это спрашиваю?
- Ну, по желанию, можно и другим - она явно растеряна - неужели перед ней иногородний участник их деревенского конкурса?
Попросил хлеба. Продавщица обескуражена - хлеб закончился! Она даже хотела отдать мне одну из двух буханок, отложеных для себя, но вспомнила, что пятница и до понедельника хлеба не будет. Тогда он посоветовала идти к Пименовой и объяснила где ее дом. Вообще в Сбеге я искал три дома (магазин, Пименовой, Бакшеева) и никогда мне не называли улицу и номер дома. Действовал алгоритм - "пойди прямо, возле забора с коровами поверни налево ..."
DSC09995.JPG
Мопед у дома Пименовой. Дом расположен прямо у въезда в Сбегу - за мостом.
Виден дорожный указатель "СБЕГА". Впервые вижу указатель, выполненный шрифтом Time New Roman, обычно все надписи выполнены шрифтом Arial.

Пименова (крупная женщина лет 50) всплеснула руками - хлеб еще в печи и будет готов через полчаса. Меня этот вариант не устраивал - заехал в Сбегу на АЗС, на 5 минут, а тут полчаса (я еще не знал, что задержусь здесь гораздо дольше).
Тогда Пименова спросила у меня
- Ну, может к Гоше сходить?
- Это кто?
- Да Гоша Бакшеев! Он же тоже печет хлеб на продажу!
Руководствуясь объяснениями Пименовой поехал искать дом Гоши.
Навстречу едет мужик лет 50 на синей ИЖ-Планете. Спрашиваю у него дом Гоши. Я даже не спрашиваю - знает ли он Гошу, конечно должен знать.
Мужик на Планете показывает вдаль
- Вон забор, у которого телята. Повернешь налево. В конце будет дом Бакшеева.
- А какого цвета?
- Да белый такой, маленький, увидишь! Покричишь Бакшеева, он выйдет.
Мужик уехал. Я поехал к забору. Завернул и остановился.
DSC09994.JPG
Это дорога к Бакшееву. Пошел на разведку пешком и понял, что мопед здесь никак не проедет. Тогда решил и дальше идти пешком. Решение оказалось верным - идти оказалось недалеко. Слева маленький, аккуратненький, беленький домик. Долго стучу в калитку. Кричать: "Бакшееееев!" - как-то не хотелось. Наконец появляется Гоша и удивленно спрашивает
- Что надо?
- Хлеба.
- Ну а чего стучишь, не входишь? Я обескуражен, поворачиваю ручку калитки, засов отодвигается. Подхожу к Гоше, прошу две буханки.
DSC09993.JPG
Это Гоша Бакшеев. Дает две буханки по 22 руб. Спрашиваю у него пакет.
Гоша уходит и возвращается с синим пакетом и начинает озабоченно вытряхивать и выковыривать оттуда соринки. Тогда я говорю ему, чтобы не беспокоился и прощаюсь.

Выезжаю из Сбеги и решаю где-нибудь здесь остановиться на обед. Сворачиваю влево и подъезжаю к ручью.
DSC09996.JPG
Тишина, журчит вода. Красиво, мирно! Рай! Парадиз!
Открыл банку сайры и с Гошиным хлебом начал поглощать ее. Очень вкусный хлеб у Гоши!
Слышу тарахтенье мотора, из леса выезжает давешний мужик на Планете и проезжает рядом
- Ну, как? Нашел Бакшеева? - спрашивает на ходу. Я жую, показываю на хлеб и усиленно киваю. Мужик кивает в ответ и Планета удаляется. Снова тишина и благолепие.

В ручье умылся, постирал перчатки. Посидел немного. Было так хорошо..., не хотелось уезжать.
Консервную банку постеснялся бросать в такую красоту - забрал с собой.

Еду к трассе, навстречу опять этот мужик на синей Планете. Он едет слева, за обочиной - по тропинке. Кажется она гораздо ровнее, чем моя грунтовка.

Прощай, прекрасная деревня Сбега!

Выезжаю на трассу и подъезжаю к кафе. Закидываю пакет с мусором в бочку и подкатываю к цистернам - бензина все нет. Снова еду домой по бесконечной, смертельно надоевшей щебенке.

DSC09997.JPG
Аварийный съезд. На серпантинах Сочи я видел аварийные съезды. Вправо уходит грунтовка и круто лезет в гору. Там можно остановится без тормозов с любой скорости. А здесь очень маленький путь замедления (на глаз - метров 50). А дальше что? Падать в обрыв?
DSC00002.JPG
21444 км (591). Почему трасса почти всегда приподнята над окружающей поверхностью на 1-2 метра? При этом трасса разделяет равнину на две части как дамба. В этой дамбе часто попадаются большие трубы - для перетока воды из одной части в другую. Это сколько же грунта и щебенки надо отсыпать?
DSC00003.JPG
21450 км (635) Перекресток на Могочу (11 км влево по гравийке). Резко изменились километровые столбы - исчезли примерно 40 км.
21524 км(707/1458) - щеб (104 км асфальта)
21532 км (714/1451) - асф
21533 км (714/2165) - щеб
21534 км - асф
DSC00004.JPG
Бесконечная лента асфальта пытается уйти за горизонт, но упирается в сопку. Впереди ручей по имени Ручей.
21541 км - Амазар налево 2 км. есть АЗС Мужик на АЗС сказал, что АЗС были еще в 7-озерном (надо заехать) и еще на трассе маленькая, неприметная.
+21542 км - 5 л.
21543 км (725)- щеб
21591 (772) кафе Жанна - щебенка. В Жанне не останавливаюсь, Володи-охотника не видно. Еду дальше.

По моей стороне идет иномарка прямо в лоб. Довольно часто встречные идут по моей сторое, считая, что тут ровнее дорога. Метров за 100-200 они выруливают на свою строну и мы мирно разъезжаемся.
А этот все продолжает ехать по моей стороне. Осталось примерно 30 м! Я уже начал соображать - может мне свернуть и двигаться по левой (его) полосе?
В последний момент он все же свернул на свою сторону. Разъезжаемся. Окно спущено, сидит мужик лет 35-40, небрежно рулит одной рукой. Очень опасный ездок.

А если бы я не выдержал и метнулся бы влево? Он, начав влево, метнулся бы вправо. Я, увидев, что он стал уходить влево, тоже метнулся бы вправо. Закончилось бы все это ДТП.
Водитель должен быть предсказуем. Если он не умеет быть предсказуемым, его нельзя выпускать на дорогу. Даже пьяный и тот предпочтительнее непредсказуемого.

Не помню точно, кажется Раушенбах, критиковал проект "Звездных войн" США (проект СОИ). Если реализовать этот проект, то человек будет не в состоянии управлять ядерным и орбитальным лазерным оружием. Значит это будет компьютерное управление.

Раушенбах приводит аналогию.
Два ковбоя вооружены кольтами и сидят в двух метрах друг от друга.
Оба понимают, что выстреливший первым, тоже успеет получит пулю в лоб. Оба умрут. Поэтому ковбои подписали договор, по которому обязуются не стрелять первыми.
И вот они сидят, положив руки на колени - чтобы было хорошо видно противнику, и напряженно следят друг за другом.
Теперь включим случайный фактор. Пусть у первого ковбоя зачесался кончик носа, ковбой непроизвольно шевельнул пальцем, даже не осознав этого движения.
Второй ковбой видит это шевеления и напрягается - "Что это? Уж не подготовка ли к выстрелу?". Рука второго напрягается и на миллиметр пододвигается к кобуре.
Первый видит это и тоже напрягается и сдвигает руку на 2 миллиметра.
Второй в панике! Совершенно очевидно - первый готовится стрелять! И еще ближе подтягивает руку к кобуре. Кончается все это выстрелами, смертями и все потому, что случайно зачесался нос!

Совершенно также ведут себя противостоящие кибернетические системы. Любой случайный сбой приводит к лавинообразному нарастанию уровня сигналов тревоги. В космосе включаются боевые лазеры, взлетают ракеты, начинается ядерная война, а погибающие люди даже не понимают, что произошло. Может просто жучок залез на микросхему и перемкнул контакты.

Непредсказуемость очень опасна.
Кстати, в этом возможно и состоит главная опасность исходящая от женщин - их непредсказуемость :)


DSC00005.JPG

21610 км, 21-24. Снова Амурская область. Дом все ближе и ближе.
DSC00006.JPG
У дороги на пригорке стоит часовня. Часовня в честь святителя Николая. Дверь закрыта на задвижку. Отодвигаю, захожу. Горят несколько свечек. Сбоку лежат еще. Беру одну, поджигаю и ставлю, за здравие моих близких. В прорезь высокого фанерного ящика просовываю десятирублевку. Выхожу. Какая-то женщина ходит вокруг с фотоаппаратом. Видно посещаема эта часовня.
Когда остановился около часовни, то перчатки положил на фару, за стеклом.
Одна упала, я этого не заметил. Так я остался без правой перчатки.

21644 км, 23-08, кафе и АЗС на перекрестке на Ерофей Павлович. Ночевка. Три местных парня на жигулях делают в кафе большой заказ. В ожидании заказа они выходят наружу и с удивлением рассматривают мопед
- "На этом? В Иркутск и обратно?". А где ночевать? Один замечает "в Ерофее 1 сутки - 1000 р".
На АЗС был только А80. Поэтому не стал заправляться.
Наверное от Амазара до Ерофея - самая плохая дорога - очень много шахматных ямок.
Ставлю палатку и ложусь спать.

6.08.09, 9-10
21644 км Старт. Решил заехал в Ерофей Павлович - посмотреть.
DSC00012.JPG
Вокзал Ерофей Павлович. На вокзале стоял мопед на котором была женщина лет 40.
Попросил ее сфотографировать меня. Она долго искала точку съемки.
Центральная улица Ерофея украшена гирляндами флажков. Женщина пояснила, что в прошлую субботу праздновали 100-летие жд станции Ерофей Павлович.
Поехал назад. Смотрю средняя школа N50. По роду работы я всегда интересуюсь школами. Сфотографировал ее. Довольно большое здание.
Хочется сфотографироваться на фоне центральной улицы с гирляндами.
Навстречу идет мужчина лет 40 в голубой рубашке с короткими рукавами.
Протягиваю ему фотоаппарат и прошу "нажать кнопку".
Тот останавливается и начинает расспросы - кто такой, куда и откуда еду, что фотографирую, что за фотоаппарат...?
Я сначала отвечал, а потом сказал
- Я вас просто попросил сфотографировать меня, а вы завалили меня вопросами!
- А вы знаете, что находитесь в приграничной зоне?
Я просто остолбенел. Он что, серьезно считает, что я шпион, фотографирующий стратегические объекты?
- Да я из Уссурийска!
- Ну и на здровье!
Мужчина уходит дальше, я тоже иду к мопеду.

Настроение заметно испорчено - вот тип, верно охранником на рыбном складе работает!
Еду к федералке, в голове крутятся глупые мысли - залезть в Интернет, запустить Google Earth, найти там Ерофея, дальше найти гараж этого типа, и написать на нем "Стратегический объект. Вход запрещен!"
Тут внутренний голос спросил - это как писать через Интернет?
Я задумался - как?
Предаваясь подобным размышлениям, выбрался на федералку и поехал на восток.

21696 км (862/1303)- асфальт.
+21725 км, 3.75 л (100 р) АЗС.п.Уруша
21727 км (893/1272) - щебенка.
21760 км , 13-00, п.Мадалан - асфальт.
DSC00014.JPG
Стою на обочине гравийки - очередной пит-стоп. С востока, в облаке пыли появляетс мотоцикл. Обычно они проносятся мимо. Но этот затормозил, развернулся и подъехал ко мне.
DSC00015.JPG
Это мототурист из Ю.Кореи (Сеул). Зовут его Сан-Джун.
На вид ему лет 25-30. Хотя по внешнему виду определить возраст корейца (китайца, японца) непросто. Ему может быть и 40 лет.
Протягивает руку. Характерная особенность - для рукопожатия перчатку не снимает.
Едет из Владивостока в Иркутский мотоклуб (к Стасу?).
По щебенке может ехать 60 кмч. Мотоцикл у него - какой-то BMW.
Сан-Джун по русски вообще не говорит. Используя частично английский, частично жесты, можно довольно нормально общаться.
Ну он экстремал, не зная языка, обычаев - ехать через чужую страну!
Кореец поехал на Запад, а я на Восток.

21779 км.п.Тахтамыгда слева от трассы 800 м. кафе, АЗС. Я здесь останавливался, когда ехал на Запад.
Жара. Спрашиваю разрешения и откатываю мопед за кафе в тень. Надо долить масла.
Разгрузил скутер, начинаю разборку.
На крылечко выходят обе продавщицы - молодые девчонки, сели, курят, смотрят как я работаю.
При проверке уровня масла в окошке, надо держать мопед вертикально или наклонять его.
Прошу продавщицу помочь, она испуганно говорит, что боится уронить его.
Тогда прошу позвать парнишку, которого я видел в кафе.
Вдвоем с ним, мы долили масло (250 г) 10W40 ENEOS, полусинтетика.

Масло я заливаю придуманным мною способом.
В полулитровую пластиковую бутылку заливается масло. В крышечке должно быть отверстие диаметром 2-3 мм - можно пробить гвоздем. Завинчиваем крышечку и подносим бутылку как можно ближе к заливному отверстию. Прицеливаемся и сдавливаем бутылку. Струя масла влетает в отверстие. Процесс пошел!
Уровень масла я довел до 2 мм до верхнего края окошка,

Так я заливал, например в коробку передач жигулей. Там заливное отверстие расположено на боковой стенке коробки. Подобраться сверху или сбоку нельзя. Только снизу. Подносишь полную бутылку и сильно сдавливаешь. Струя вылетает вверх по параболической траектории и попадает в заливное отверстие. Так можно заливать с расстояния 5-7 см ниже отверстия. Правда так можно залить только треть бутылки. Потом надо снова наполнить ее доверху.

В редукторе мопеда, заливное отверстие находится сбоку. Здесь тоже можно использовать описанную технологию. Если делать все точно и аккуратно, то мимо проливается лишь 5-10 г масла.

Копаюсь в мопеде. Одна продавщица ушла в кафе. Вторая молча сидит, потом спрашивает:
"Почему вы едете на Байкал на этом?" - она показывает на мопед - "Можно ведь на поезде!" - она искренне недоумевает.
Я молчу, потом говорю: "На ваш вопрос мне трудно ответить".
Парень наполнил мою пятилитровую бутыль свежей водой, я упаковался и в 4 часа дня продолжил движение домой.

DSC00021.JPG
Еду и размышляю над вопросом этой девушки из Тахтамыгды. Что же можно ответить на ее вопрос. Там я уклонился от ответа, но для себя я же должен знать его.

Рассмотрим мои действия с точки зрения здравого смысла.
Итак, я еду на Байкал - отдохнуть.
11 дней еду туда, 2 дня там, 11 дней еду назад (реально обратный путь занял 9 дней).
Получается только 10% времени использовано на отдых у Байкала, остальные 90% это дорога.
А если самолетом в Иркутск? Тогда наоборот - 90% отдых, 10% - путь. Вот это разумный подход.
Мой же вариант - это какой-то нелепый бред. Со стороны - полный идиотизм. Но я-то знаю, что я не идиот. Следовательно моя цель не отдых на Байкале.
Основное время и силы потрачены на дорогу. Значит именно она моя цель.

Странная цель - просто ехать, неважно куда.
Я поерзал на розовой подушке, мои рассуждения мне не нравились.
Почему люди ездят на мотоцикле (мопеде)?
1) нравится сама езда
2) быстрая смена впечатлений.

Да, езда может доставлять удовольствие. Если погода хорошая (нет дождя), то выкатишься на трассу, крутанешь ручку - и ветер в лицо.
На мотоцикле, особенно когда нет ветрового стекла и прямая посадка, перед тобой нет никаких механических частей. Даже периферийным зрением ты не видишь руля, переднего колеса...
Полное ощущение, что ты сам мчишься над дорогой. Легкий поворот ручки и напор ветра становитя просто яростным, деревья и столбы стремительно убегают назад.
Ты - покоритель пространства! Ощущения непередаваемые.

Были исследования, которые показали, что при сильном напоре встречного ветра в крови мотоциклиста повышается концентрация азота и наступает нечто вроде опьянения. Может это ошибочный вывод, но что-то в этом есть.

Кроме того ощущение опасности, экстремальности при езде на мотоцикле. Но какой же экстрим на мопеде, при 60 кмч?

Тут я вспомнил свой экстрим на 30 кмч.
Будучи студентом, дипломную работу я делал в электролаборатории кафедры общей физики.
Там была лаборантка - Наташа Кузнецова. Ей было лет 25-27, она была старше нас и покровительствовала нам, давала "руководящие указания". Мы (пятеро диплмников) посмеивались, но охотно выполняли ее прихоти.
В лабораторию я ездил на велосипеде и Наташа как-то попросила довезти ее до биофака.
Самаркандский университет располагается вокруг красивого, широкого и длинного бульвара.
Раньше он назвался бульвар им.Горького. Сейчас, разумеется, как-то по-другому.
На одном торце бульвара была театральная площадь и театр оперы и балета. На другом - главный корпус СамГУ, кажется 11 этажей. Бульвар имел слабый уклон в сторону театра.
Я тронулся с места, Наташа сзади запрыгнула на железный багажник - уселась боком (ноги на одну сторону) - так садятся девушки, когда на них юбка или платье. Примерно так, как здесь




Со двора физического факультета выезжаю на бульвар и "поддаю газу".
Ну конечно, хочется произвести впечатление на даму! Кручу педали изо всех сил.
Наташа сзади сидит довольная, езда с ветерком ей нравится.
На уклоне мне удалось быстро набрать скорость примерно 30 кмч, а дальше дорога внезапно ухудшилась. На асфальте пошли такие наплывы - бугры высотой 5 - 15 см.
Нас стало сильно подбрасывать. Я понял, что не удержу велосипед и мы сейчас грохнемся. А мимо, совсем рядом проносятся автомобили.
Наташа, подпрыгивая на багажнике, вцепилась в меня и стала вскрикивать и повизгивать от страха!
Вот это был экстрим! Никогда на мотоцикле я не испытывал такого страха!
Слава богу обошлось. Удалось вовремя сбросить и мы мирно подъехали к старинному зданию биофака. Кажется Наташа так и не поняла - какой опасности подвергалась.
Прошло много лет, но эти несколько секунд страха все незабываются.
Так что, экстрим возможен даже на велосипеде, а на мопеде и подавно.

От воспоминаний вернемся к нашим баранам.

Смена впечатлений. Разумеется и это тоже. За день столько происходит.
Множество мелких и крупных эпизодов, необычные места, явления на дороге.
Встречи с новыми людьми, а новые люди всегда очень интересны.
Мозг получает массу новой информации, это наполняет существование жизнью, усиливает ее интенсивность.

За 10 дней путешествия, ты словно прожил целый год - по ощущениям.
Возьмем кавказского долгожителя. Ему 160 лет, он современник Пушкина.
А что он помнит? Ничего - каждый день похож на предыдущий. Утро-день-вечер. И так год за годом.
В информационном плане он прожил не 160 а 16 лет.

Возьмем себя. Утром на работу. Работа. Вечером домой. Телевизор. Спать.
Проход цикла закончился - сутки прочь. Утром цикл начинается снова.
365 оборотов и пролетел год. Так 70 раз и пролетела вся жизнь!
В жизни что-то должно происходить, иначе это не жизнь, а сон, летаргия.
Когда мы вспоминаем прошлое, то на память приходят только яркие события.
Если таких событий не было, то и вспомнить нечего, значит не жил.

В концентрированном виде эта идея выражена в "Мцыри" у Лермонтова.

Итак обоснование мотопутешествию, как движению в никуда есть.
Но почему на мотоцикле? Можно ведь и на машине.

Тут следует отметить, что между органами чувств и окружающей природой не должно быть преград.
Вот полет на пассажирском самолете. Никакого удовольствия не доставляет.
Вошел в одном аэропорту, нудное ожидание, вышел в другом аэропорту. Все.
Это пример полной изоляции.

Поезд. Чуть лучше. Видишь в окно проносящиеся пейзажи, информация пошла в мозг.
На редких остановках можешь даже на несколько минут выскочить на станцию и поглазеть по сторонам.

Автомобиль. Совсем хорошо. Едешь куда хочешь. Останавливаешься, где хочешь.
Масса встреч, много нового. Так я путешествовал в 2008 г. на ВАЗ-2105 по югу России. Но водитель все-таки при движении отрезан от внешнего мира. Это дает комфорт, но отдаляет наши чувства от непосредственности восприятия.

Мотоцикл. Полное включение органов чувств. Тебя жарит солнце, ты глотаешь пыль, хлещет ветер и дождь. Едешь весь мокрый и стучишь зубами от холода.
Садомазохизм какой-то. Но что-то в этом есть.

Если взять автомобиль, оторвать ему крышу, выбить все стекла, то получим то же самое, что и на мотоцикле? Кажется нет.

Так какой же будет ответ?
Не знаю. На уровне рационального - ясного, убедительного ответа не вижу.
Все на уровне эмоций - я так хочу.
Как говорил Высоцкий - "А мне плевать, мне очень хочется!"

Кажется я зашел в тупик. Мысленно сплюнув, я, продолжая путь, постарался переключиться на другие мысли.
21780 км - щебенка.
21795 км 1/3 асфальт. Трасса поделена на три части. По одной части проложен асфальт и там все едут. Две части - ремонте.
DSC00018.JPG
21802 км. Фальшивый поворот на Сковородино.
Подъехал к повороту и решил заехать - посмотреть на Сковородку. Поворачиваю, проезжаю 100м и упираюсь в лес. Глазам не верю, пытаюсь найти продолжение грунтовки. Нет, деревья стоят стеной.
Поворот сделали, а саму дорогу к Сковородке, сквозь тайгу еще не пробили! Облом.

21822 км - щебенка.

DSC00020.JPG
21824 км развязка Тында-Б.невер.



21894 км. п.Талдан - асфальт.
+21895 км, 4.2 л. АЗС
21918 км - щебенка.
21945 км - асфальт.
21980 км Магдагачи, щебенка. Темно, пора искать ночевку.
Решаю ехать дальше. Это была ошибка. Надо было заехать в Магдагачи.
В темноте езда по щебенке еще хуже. Пока нет встречных или попутных машин - еще терпимо - можно трындеть 20 кмч. Но когда проносится машина, то луч фары упирается в облако пыли и все! Белая стена, ничего не видно.
Переключаюсь на ближний, чуть лучше, но вижу только несколько метров перед собой.
Скорость падает до 10-15 кмч. Долгий, мучительный путь. Появляется указатель "Красная падь".
Ужас! Столько мучений, а проехал всего 14 км?
Стало ясно, что в темноте по щебенке я далеко все равно не уеду. Надо становиться на ночевку немедленно, где угодно.
Ну где же эти кафешки? Почему так долго ничего нет? Я позавидовал Берте - у нее была распечатка М58 - по километрам были расписаны все АЗС и кафе. Вот бы мне взглянуть на нее хоть одним глазом, хоть на минутку.
Лентяй, не удосужился скачать и распечатать - ругал я себя.
Vecstar медленно перекатывается с ухаба на ухаб, вдруг в луче фары появилась автобусная остановка. Автобусы тут не ходят, но дорожники видимо обязаны строить такие остановки.

Я быстро принимаю решение и подруливаю к остановке. Закатываю мопед внутрь, вглубь и разгружаю его.
Собираю палатку, пленкой не накрываю. Пожалуй за все время путешествия я впервые вижу яркие звезды.
Если мотоцилисту сказать "звезды", то он представит себе две зубчатки - моторную и большую, на заднее колесо.
Я же имею в виду "золотые гвозди, вбитые в хрустальное небо". Очевидно дождя не будет!
На всякий случай перетаскиваю палатку внутрь навеса и подтаскиваю к мопеду. Прекрасно, и мопед заперт палаткой.
Я глянул в небо - яркие звезды по-прежнему холодно и равнодушно сияли в вышине. Выругался, эти халтурщики не сделали крышу для автобусной остановки.
Ну ладно, черт с ней, этой крышей, звезды помогут.
Час ночи, влезаю в палатку, ужинаю, думаю. - Какая чудесная вещь эта палатка! Кто я был полчаса назад? - Межзвездный скиталец в вечном поиске прекрасного места в пространстве. То есть бомж.
А теперь? Я почти респектабельный владелец недвижимости площадью 4 кв.м, правда потолки невысокие - 1м 20 см. У меня есть телефон, т.е. + радиоприемник, телевизор, муз.центр, диктофон, фотоаппарат и видеокамера. У меня есть спальня (самонадувной коврик + спальник), есть кухня (газовая плитка + баллончик), за стенкой стоит транспортное средство.
Скажите, что еще нужно человеку (кроме Интернета)?
Засыпаю.

7.08.09, 7-47. 21996 км старт. Просыпаюсь - что-то барабанит по палатке. Это дождь. Это в звездную-то ночь? Хорошо, что дождь не сильный. Быстро сворачиваюсь и в путь.

22001 км (1163/1002) - асфальт. Оказывается через 5 км от места ночевки начинался асфальт.
+22117 км - 5.34 л. кафе Хуторок.
22174 км, 13-00. Дождь кончился. Приступ сонливости. Заехал в тупик и подремал на асфальте.

DSC00023.JPG

22216 км (1369) 13-37. Поворот на Шимановск.
DSC00024.JPG
На этот раз пойду в обход федералки через Свободный.
Еду дальше, надо доехать до Свободного.
Спросил у дорожного рабочего (из вагончика вышел его сын 15 лет) - надо свернуть на Свободный и через 37 км налево. Так длиннее, но дорога лучшк, чем ехать прямо). Узкая дорога петляет между деревеньками. Еду 50-60 кмч.
22309 км 15-44. Указатель на Черниговку (направо 1 км). Решил заехать, отовариться.
DSC00025.JPG
Магазин в Черниговке.
На заборе написано "Магазин" и стрелка. Но передо мно только двухэтажный жилой дом. Оказывается магазин на первом этаже.
Взял сайру, булочки с повидлом.
Спросил продавщицу - это у них делают Черниговскую муку?
Нет, про муку она ничего не знает.

После Черниговки 8 км очень плохой дороги ( песок + щебень + глина) - несколько раз чуть не упал. Скорость 10-20 кмч. Автомобилям хорошо, проносятся под 70-80 кмч.
Вижу Урал. Мужик с теткой с коляске - тоже прет где-то под 60 кмч.
Вообще Урал - это уникальное транспортное средство. Он удачно объедияет в себе черты мотоцикла и автомобиля. Вроде бы мотоцикл, а устойчив как автомобиль - не нужно сохранять равновесие!

Вижу указатель направо Хабаровск. Поворачиваю. Огромные лужи, горы щебня. Подозрительно все это, слишком уж плохая дорога. И все почему-то едут прямо. Разворачиваюсь и возвращаюсь к перекрестку. Еду прямо, как все. Примерно через 1 км вышел на федералку.
DSC00026.JPG

22325 км, 16-00. Снова вышел на федералку.
+22328 км, 5.5 л.
DSC00027.JPG
Мост через реку Зея.
DSC00028.JPG
Правая часть дороги ремонтируется и накрыта покрышками, камнями - чтобы не ездили.
DSC00030.JPG
Трактор делает травяные цилиндры
DSC00031.JPG
Сделал подстаканник. Идея такая. Ставлю в подстаканник открытую поллитровую бутылку и пью на ходу. Понятно, что от тряски часть жидкости выплеснется.
Оказалось, что выплескивается больше половины. В общем, использовал подстаканник для хранения перчаток.
22432 км (1548/619) ф. сделал подстаканник.

Два раза меня чуть не сшибли.

Дорога ремонтируюется. Вся правая полоса залита гурдоном. Правая полоса по уровню сантимотров на 20-25 ниже левой. Машины вынуждены ехать по левой полосе. Получается, что встречные едут по своей, законной полосе, а мы - им навстречу. Полоса очень узкая - на один автомобиль.
Еду по этой левой полосе. Когда появляется встречный, то он принимает вправо и правыми колесами едет по обочине. Мне остается достаточно места.
Так делали все встречные водители. Тут вижу что-то странное. Встречная легковушка черного цвета отжимается, наоборот, влево и идет прямо мне в лоб.
Что он хочет? Что мне делать? Я уже подумал резко отрулить влево на обочину и разойтись с ним правыми бортами. Это очень опасный вариант, так как в последнюю секунду водители рефлекторно все же пытаются уйти на свою сторону.
Проверять, слава богу, не пришлось. Черная машина взяла вправо, но немного, и продолжала движение по оси полосы.
Я еду навстречу и не понимаю его. Он что, не видит, что мне некуда уходить? Почему он не прижмется еще правее?
Я до последнего мгновения думал, что он все же даст мне дорогу. Нет. Я насколько можно сдвинулся на край полосы, а он прошел впритирку со мной. Я изогнулся корпусом чтобы он не задел меня своим зеркалом.
Когда мы разминулись, я испугался. Фактически он меня сбил, только чудом, мне удалось уклониться от его зеркала. Чего он хотел? Видимо он считал, что я все же уступлю ему и съеду вниз на гудрон. Ну не убийца же он?

Еду дальше, пытаюсь успокоиться. Вижу, что впереди ремонтный участок заканчивается, начинается полноценная дорога. Навстречу идет грузовик. Я не успеваю выскочить из ремонтного участка и мы должны будем разъезжаться на левой полосе.
Я не ожидал никакого подвоха. В черной машине мог ехать, например, пьяный юнец.
Но грузовики водят профессионалы, солидные, осторожные люди. В этом я многократно убеждался на дороге. Взаимодействовать с грузовиком гораздо приятнее чем с легковушкой.
Тут начинается что-то странное. Грузовик не желает уходить на обочину. Он только чуть-чуть берет в сторону, чтобы его правые колеса шли по границе асфальтовой полосы. В принципе, он освободил мне немного места и этого было бы достаточно. Но за грузовиком болтался трейлер, а на трейлере сидел большой бульдозер с огромным землеотвальным щитом. Часть щита на полметра выступала в мою сторону.
Этот блестящий желтый уголок щита несся прямо на меня на уровне головы.
Столкновение было неизбежным, он бы просто срубил мне голову. Мелькнула мысль - пригнуться и щит пройдет над головой. Глупо и опасно! Я резко затормозил и съехал с полосы асфальта. Полоса не сразу переходила в гудрон, а была ступенька, шириной в 20 см. Вот на эту полоску я съехал и встал, ожидая, когда трейлер проедет - сам грузовик уже поравнялся со мной.
Но грузовик тоже затормозил и остановился. Тогда я перебирая ногами и слегка подгазовывая, обошел трейлер по своей узенькой полоске. Так мы разъехались.

За каких-то 5 минут меня дважды реально чуть не сшибли! Это были самые опасные эпизоды моего путешествия.
В чем дело? Где я допустил ошибку? Надо подумать об этом.


+22517 км - 5.1 л.
DSC00034.JPG
У стеллы Москва-Владивосток.
22577 км, 22ч-11м. Добрался до стеллы "Москва-Владивосток" (за Бурейским ДПС). Быстро темнеет. Я движусь на восток, поэтому часовой пояс сдвигается. Теперь в 11 ночи совсем темно. Кафе все нет. Автобусных остановок тоже не видно.
22604 км, 23ч-00м. Какой-то перекресток. Направо уходит грунтовка, куда-то в тайгу. Налево, кажется тупик.
Остановился, подсвечиваю фарой, не видно. Подъезжаю - точно тупик, стоит стена леса.
Откатываюсь от трассы в конец тупика и ставлю палатку. Уже ночь.
Кончилась питьевая вода.
Ириша прислала сообщение, что ложится в больницу, нужно, чтобы в понедельник я был уже дома.
Надо увеличть дальность суточного перехода.

8.08.09, 8ч-40м 22604 км старт. Очень тепло. Я уже довльно далеко спустился на юг, это ощущается. Опять порвалась босоножка.
Кафе у дороги (бывшее ДПС?). Вынужден надолго остановиться - надо долить масло.
Сторож помогал мне. Он ездил в 2004 г - перегонял машину.
Тогда были совершенно непроходимые участки. Их объезжали через тайгу.
Мосты были не на всех реках. В одном месте понтон сдвинулся и легковушки не могли на него заехать.
Выходит нынешняя федералка - это просто автобан?

Долил последние 250 г масла.
DSC00044.JPG
22709 (22609) км, 11ч-55м. Добрался до Еврейской АО
+22278 (22678) км - 5 л
22695 км щебенка + плохой асфальт.
22755 км - асфальт.
22810 км - щебенка.
22827 км - асфальт.
Пора обедать, но нигде нет хорошего съезда, чтобы была тень. Жара.
Вижу мост, рядом съезд. Наверное к реке. Съезжаю. Деревья есть, но тень в другую сторону. Подъехал к каким-то кучам щебня. Рядом растут кусты.
Сел под куст - хоть какая-то тень, открыл банку сайры.
Заезжает большой самосвал, заворачивает за кучи щебня, гремит там кузовом, уезжает.
Где я, в карьере?
Наспех поев, двигаюсь дальше. А через несколько километров п.Будакан и полно тени.
+22915 км - 4 л
22943 км, Проезжаю п.Аур. Стоят трое ГАИшников, останавливают, проверяют документы.
Комаров - ужас! Темным комом висят перед моим лицом. А ГАИшников почти не кусают!
Один ГАИшник говорит, что пахнет горелой изоляцией!
Я принюхиваюсь, слабый запах горелой резины. В чем же дело?
Некогда разбираться, еду дальше.
DSC00045.JPG
22070 (2157/8) км, 20ч-12м. Наконец добрался до Хабаровска. Осталось 8 км
Теперь главная задача, обойти его и как можно дальше уйти от города, чтобы встать на ночевку.
+23104 км- 4л. 21ч-00м - не могу выйти на м60 на трассу Хабаровск-Владивосток - "Уссури" Довольно долго (наверное 15-20 км) ехал в сторону Комсомольска-на-Амуре. Поздний вечер. В какой-то деревне удалось расспросить про дорогу. Надо ехать назад, до арестплощадки и там свернуть налево. Ехать по направлению Гаревка-1, Ракитное. Ильинка. По дороге еще несколько раз спрашивал направление.
23139 км 21ч-53м. Темно. Проскакиваю развязку, переездаю речку, кажется "Красная речка", прохожу пост ДПС.
Наконец вышел на федералку М60 "Уссури". Как красиво звучит - "Уссури"!
Теперь надо ехать сколько можно.
Ночью на мопеде - это гадство! Все едут в Хабаровск, то есть навстречу мне. Все слепят так, что я ничего не вижу. Слава богу, на трассе есть вдоль обочин ограничительные белые линии. Я вижу кусок линии перед собой, ориентируюсь по нему.
Только каждый 20-й водитель переключается на ближний, увидев меня.
А если попадается с китайским ксеноном, то вообще плохо. Сильно слепит и никогда не переключается на ближний.
Настоящий ксенон должен имень датчики положения фар, компьютер, сервоприводы - все это чтобы не слепить встречных водителей.
У нас же просто ставят в обычный автомобиль китайский комплект ксеноновых ламп и катаются в свое удовольствие.
В свое время у всех стояли лампы накаливания 50 Вт и хватало. Водители дисциплинированно за 100 м переключались на ближний.
Потом появились галогенки и началась гонка за мощностью ламп со взаимным ослеплением.
Потом пошли ксеноны. Сейчас, редкие владельцы ксенонов радуются - им хорошо видно, а на других наплевать. Но вот скоро у всех будет стоять китайский ксенон и опять ничего не будет видно. Теперь все будут слепить друг друга, но уже ксеноном.
Все вернется на круги своя. Только уровень энергозатрат на лампы возрастет до 500-1000 Вт.

Скрость 20-30 кмч - по причине ослепления. На первой же кафешке останавливаюсь.
23166 км 23-00. Увидел слева кафешку и не раздумывая повернул туда. Надо срочно вставать на ночевку. Перед кафе очень маленькая площадка, фура не поместится.
Хозяйка велела сторожу включить свет чтобы мне было легче палатку ставить. Показала место на траве за оградой - я отказался - на траве я боюсь - мало ли что там ползает.

Хозяйка говорит
- На площадке будут пьяные водители ночью.
- Почему?
- Потому что суббота, потому что русские мужики, потому что пьяные! - Она выругалась.
- ты что не понимаешь? Тут тропинка к туалету. На мою тропинку не ставь!
Хозяйка велела сторожу запереть дверь и ушла.

Подъехал какой-то парень и включил фары - чтобы мне было лучше видно палатку ставить. Потом он уехал.
Я поставил палатку и забрался в нее, лег спать.
Кто-то подходит и трясет палатку, советует переночевать в каком-нибудь дачном домике. Оказывается рядом дачный поселок. Потом он попросил закурить. Я не курю.
Снова подъехал водитель, что светил мне фарами - узнал по голосу. На этот раз с женщиной. Начал говорить по телефону, все обещал найти трезвого водителя и велел "не отдавать права мусорам!"
Потом он развернулся и уехал, казалось, что колеса проходят вплотную с моей головой.
Потом рядом с головой проходят две девушки, из 5 слов - 3 матерных.
Потом пришел какой-то парень.
Все они звонили (три звонка) и им открывали. Кто? Сторож?
Потом я уснул.


9.08.09, 7-00. Сегодня я обязан доехать до Уссурийска.
До чего же маленькая площадка перед кафе! Немудрено, что машина разворачивалась прямо рядом с палаткой.
23166 км старт. через 3 км с.Владимировка, через 10 км АЗС кафе и большая площадка для ночевки дальнобойщиков. Вот где надо было ночевать!
Проезжаю речку по имени 2-я седьмая.
Два раза пришлось подремать, съехав с дороги.
+23309 - 5л
23318 км (186/582). Посмотрел на километровый столб и тут мопед резко подбросило вверх. Впервые Vecstar оторвался колесами от дороги. Руль тут же вильнул в сторону, но я удержал мопед. Это виляние говорило о том, что центр тяжести смещен относительно вертикальной оси. Для компенсации смещения, я автоматически, слега поджимал руль. Это не заметно. И только когда переднее колесо потеряло контакт с асфальтом, оно вывернулось. Это конечно плохо, но центровать груз не стал - слишком тонкая работа, а времени нет.

23352 км 11ч-27м. Проехал Бикин.

23370 км. По ходу дела решил сравнить показания счетчика спидометра с километровыми столбами. На дистанции 235-203 = 32 км, счетчик показал один лишний километр. Значит счетчик завышает километраж примерно на 3%.

DSC00052.JPG
23462 км. Какая-то деревня. Останавливаюсь у магазина. Беру пирожки с картошкой.
Рядом стоит ИЖ-Планета с прицепом в котором 6 фляг, вместо люльки - ящик, там тоже всякое барахло.
Жую пирожки и разглядываю прицеп. Похоже он сделан из двух колясок.
Очень экономичное решение, фактически как микрогрузовик, а стоимость в 20-30 раз ниже. Правда в дождь неудобно и зимой холодно.

Издали по деревенской улице приближается Урал. За рулем плотный мужик, голый по пояс, держится за руль, широко выставив локти.
Сзади сидит худенькая женщина в красной кофточке и напряженно улыбается.
Урал стреляет и щелкает передачами. Вся эта композиция проносится вдоль по улице.
Снова тишина. Мухи.

+23488 км - 5.24 л.

23573 км, 16-35. проезжаю Шмаковку. На обочине стоят машины, микроавтобусы. Там озеро лотосов. Я не останавливаюсь.

+23696 км- 5 л., 19-57

DSC00053.JPG
Трасса "Уссури"

DSC00054.JPG
Практически конец похода. Это покрышка заднего колеса

DSC00057.JPG
А это покрышка переднего колеса
DSC00058.JPG
23717 км Бульдозер упал с трейлера
DSC00059.JPG
Арсеньевский ноль. Уссурийск уже совсем близко. На фоне еще светлого неба - четкие силуэты деревьев.
Очень трудно ехать в темноте из-за ослепления.
В Михайловке совсем плохо, еду медленно, машины не могут обогнать меня - очень узкая улица.
За Михайловкой еще хуже. Дорога узкая, а все хотят ехать 80-90 кмч. А тут я - 30 кмч. Один поравнялся и обматерил меня. Другой возмущенно посигналил.
В общем, затормозил и съехал на обочину. Пусть едут свободно!
По обочине скорость 20 кмч. Ничего, тише едешь, дальше будешь.
Не хватало еще, чтобы на последних километрах я попал в ДТП.
Так, ползком, добрался до Уссурийска.
В городе легче, мощное уличное освещение, поднимаю скорость до 40 кмч.

DSC00063.JPG
23823 км, 23ч-15м Гараж. Все, моя эпопея "Уссурийск-Байкал" завершена! Я сделал это!

Содержание

Hosted by uCoz